АВА-терапия. Ошибки.

АВА-терапия. Распространённые ошибки начинающего специалиста.


1. Подбор нестимулирующего стимула.

Это происходит тогда, когда стимул подбирается из опроса родителей, или из кратковременного наблюдения за ребёнком. Даже длительное наблюдение может вас ввести в заблуждение.

Нужно обязательно определить стимул по условию протокола терапии по специальной диагностики по силе влияния стимула на поведение конкретного ребёнка. А если стимул стимулирует недостаточно? Что происходит?

А ничего не происходит, ребёнок не вступает во взаимодействие, специалист «сдувается» и теряет надежду помочь.


2. Много слов.

На первых порах, когда ребёнок только начинает получать терапию, специалист работает практически молча.

Произносит только имя ребёнка в одной форме и то действие, которое отрабатывают, а также приветствие и прощание. «Речь» в данном случае цель, а не средство.

К большому потоку слов ещё предстоит прийти, а сейчас это сильно мешает вычленить и запомнить главное.


3. Непонимание с отработки какого навыка следует начать.

Например, использование памперса (дома, если подносишь горшок, использует, а на улице приходиться надевать памперс).

Ест руками (порой использует приборы).

Часто выказывает нежелательное поведение (не установлена причина).

Можно начать с отработки любого из перечисленных навыков, но главным в этой цепочке является отсутствие навыка «просьба», с него и нужно начинать.
4. Отсутствие быстрой реакции специалиста.

Когда отрабатываем с ребёнком определенное действие скорость выдачи поощрения (побуждающего стимула) крайне важна.

Ребёнок сделал задание и пока специалист тянется за конфеткой, малыш стукнулся об стол, то закрепится то действие, которое было последним, за него он и получил награду. 

5. Нет структуры и последовательности.

Здесь не допускается импровизация. Необходимо вести подробный дневник занятий. Не рассчитывайте на свою память. Она, к сожалению, часто подводит.

В случае с аутизмом, это очень важно. Вы должны на следующем занятии начать в точности с того, на чем закончили.

Для этого нужно подробно описать какие слова использовали для инструкций, с какими предметами манипулировали, в каком углу комнаты, все до мельчайших деталей.

На основе записанных данных выстаиваем следующее занятие, на котором ребёнку будет уже понятно, что от него требуется и некогда будет отвлекаться. Все будет быстро и чётко, а значит эффективно.

 

6. Отсутствие супервизора.

Саму ава-терапию можно изучить и начать заниматься даже с собственным ребёнком, не имея специального образования, но нужно понимать, что применять ее можно, только после сложнейшей диагностики, которая длится не один день, и грамотно провести ее может только опытный специалист.

Это целая система, которую вы не найдёте в свободном доступе.

Пройдя такую диагностику, которая включает в себя анализ поведения и анализ навыков, можно рассчитывать на положительный результат.

7. Специалист учит игнорировать.

Считайте отсутствие реакции ребёнка неудачей и делайте все возможное, чтобы этого избежать.

Очень часто наблюдала, как педагог задав вопрос и не получив ответа, прекращал попытки, особенно, если вопрос не касается темы занятия.

Например, здравствуй, Сережа (никакой реакции). Чему мы учим ребёнка в этот момент? Тому, что нас можно игнорировать.

Это исключено по протоколу ава-терапии. По протоколу ребёнок должен быть успешен в 80% случаях, что это значит?

Например, здороваясь, обращаем на себя внимание, останавливаем ребёнка, смотрим ему в глаза, пожимаем руку или бьем «пять» (кому как нравится) и, если ребёнок не говорит, ответную фразу произносим за него.

В принципе, это правило должно работать всегда и везде с ребёнком, который занимается по ава-терапии.


8. И последнее на мой взгляд, это занятия ава-терапией от случая к случаю.

Мало того, что это неэффективно, так ещё и травмирующе для психики ребёнка.

На сегодняшний день ава-терапия признала самой эффективной для обучения и адаптации детей с РАС.

Если вы решили со своим ребёнком заниматься по этой системе, это должно быть осознанным решением, а именно, нужно хорошо понимать, что это очень затратно (время, силы, деньги).

Заниматься терапией необходимо от 20 часов в неделю.

Очень мало специалистов готовы уделать на одного ребёнка столько трудочасов, отсюда следует, что родители терапию должны будут перенести на повседневную жизнь и чётко соблюдать рекомендации специалиста.

Травмирующим же для ребёнка с РАС является любое непостоянство.

 

P.S. Немного юмора…( но в каждой шутке).

Когда специалист начинает отлично разбираться во всех нюансах терапии, терапия загадочным образом перетекает на повседневную жизнь, ее принципы начинают использоваться в отношениях с друзьями, мужем, свекровью/тещей и котом))))) и нежелательное поведение этих персон больше никогда не будет вас беспокоить!

Источник


Читайте также: Лента новостей в мире