Действия терапевта при обесценивании клиентом.

Каждый терапевт встречается в своей практике с таким явлением, как обесценивание у клиента. Различать обесценивание среди других психологических феноменов — важная задача для специалиста, которая помогает продлить терапию, избежать преждевременного прекращения терапии.
Обесценивание может быть одним из способов прерывания контакта у клиента, его способом жить. Прежде всего нужно понять, осознает ли клиент свои действия.

Опасность девалидизации ( обесценивания ) в том, что получая новый опыт человек не может его принять и ассимилировать, превратить его в личностный рост. Терапевтический процесс останавливается. Позитивный опыт делается ненужным или таким, который не имеет ценности ( обесцениваются другие люди, ситуация, или качества и умения ) самого человека, что позволяет ему оставаться в детской позиции, уклонится от взросления. Также, если клиент не принимает свой негативный опыт, делает его неважным для себя, он теряет возможность использовать свои ошибки для того, что бы попробовать новые способы адаптации, в будущем не повторять действия, которые привели к поражению. 

В гештальт-терапии лучше всего можно работать с тем, что происходит прямо сейчас, между терапевтом и клиентом. Терапевт может рассказать, что он чувствует, когда клиент обесценивает его или его поддержку. А также можно выяснить, какую цену платит клиент за свое обесценивание, что он теряет.
Показывая клиенту, когда и как он это делает, мы также передаем ему ответственность за свои действия, просим клиента следить, как он обесценивает и идеализирует в своей жизни и рассказывать терапевту.
В работе с нарциссическим клиентом, приходится встречаться с обесцениванием клиентом самого терапевта, его действий и мыслей, а также результатом проделанной совместной работы. Очень важно, чтобы терапевт умел выдерживать, когда обесценивают его. Для этого он должен помнить, что его ценность не зависит от обесценивающего отношения клиента, и также, от идеализации клиента. Главная ловушка – будет поверить клиенту, что ты именно, которое может решить все его проблемы и ринуться тот час же их решать. Вы будете обязательно свергнуты и побеждены.
Роль идеализированного сковывает терапевта. Она соблазняет его отрицать свое незнание, отвергать помощь коллег, супервизора, ожидать самых лучших результатов. Терапевта ждет гнев и раздражение, ведь он не оправдал ожиданий клиента,

Клиент может обесценивать себя возле идеального терапевта, чувствуя стыд и избегая ответственности за свой рост. Когда терапевт рассказывает клиенту о своем личном опыте, в котором он выступает в нелицеприятном свете — он поддерживает клиента в принятии собственной неидеальности. Клиент, принижая себя, проектирует свои силы, знания и умения на терапевта. Ведь только терапевт наделен знаниями и способностью изменить жизнь клиента! В свою очередь, терапевт может вернуть ему власть быть хозяином своей жизни.

Экспериментируя с распределением власти между клиентом и терапевтом, можно дать возможность клиенту почувствовать свою важность для терапевта. Даже изменяя расположение клиента и терапевта в пространстве, можно ощутить и увидеть то, что было до этого скрыто. Например, нужно расположиться так, чтобы у клиента было доминирующая позиция: высокое кресло или терапевт на полу. При этом личность клиента становится ярче, он прекращает себя жалеть и унижать, а терапевт начинает ощущать больше свободы. Такие действия стоит осуществлять не вначале терапии, а когда между клиентом и терапевтом уже есть длительные отношения и определенный уровень доверия.

Опытный терапевт вносит жизнь в застывшие отношения, показывая клиенту свою человечность, умение признавать свои ошибки и проигрывать, при этом сохраняя свою ценность и способность использовать свой опыт для роста. 
Идеализация и обесценивание терапевта имеет свои преимущества – они прямо связаны с необходимостью клиента сначала набраться понимания и поддержки, накопить силы для изменений, а затем, суметь отказаться от посторонней помощи, довериться собственным чувствам и мыслям. Это помогает клиенту заметить, как он поступает аналогично с другими людьми.

Источник

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий