Как не играть роль жертвы в человеческих взаимоотношениях

 
 
 

 
Понятие "жертва" имеет, конечно,  много смыслов. В разных ситуациях.
 
Предлагаю разобраться, что такое жертва в человеческих взаимоотношениях?
 
Начну издалека..)
 
Если вспомнить суть жертвы вообще, то, наверное, имеет смысл обратиться к тем давним временам, когда древние люди "договаривались" с богами о том, чтоб боги были к ним милостивы, принося богам жертву.
Ну, чтобы боги помогали людям, например, с хорошей погодой во время сбора урожая.
Или какие-то ещё ритуальные жертвоприношения были приняты в различных человеческих общинах с какими-то конкретными целями или просто чтоб задобрить богов вообще.
Да и сейчас подобная практика ещё существует.
В общем, суть жертвы — это болезненная плата за какое-то предполагаемое благо для приносящего жертву.Если говорить современным языком и на совсем уж примитивном уровне, то жертвоприноситель за жертву, условно говоря, что-то покупает.
Но только иногда жертвоприноситель это делает осознанно, а иногда — нет. Просто жертвует чем-то и всё тут.
 
На бытовом уровне и в повседневной жизни мы можем, например, пожертвовать своим свободным временем, чтобы пойти на субботник и привести в порядок территорию перед домом, в котором живём.
В результате получим убранный двор, по которому проходим каждый день, идя на работу или в магазин.
И нам приятно по чистому ухоженному двору ходить.
И удовлетворение получим от того, что получили наглядный результат своего труда.
И довольны будем, что время потратили не зря.
Плюс приятный бонус для самооценки, что вот молодцы, что поучаствовали в полезном для общества деле.
 
В общем, принесли жертву и получили себе "плюшки".)
 
Самое интересное, что это уже вроде и не жертва!!:)
А сделали реальное добро самим себе и — получили желаемый результат. 
 
То есть знали, зачем делаем и кому!
Поэтому благодарность от кого-то другого в общем-то, по большому счёту, излишня!
Благодарим сами себя! Искренне! За то, что сделали себе доброе дело:)
А если и кому-то ещё от этого хорошо, то это уже просто, если можно так выразиться, побочный эффект)))
И на самом деле имеет смысл всегда задавать себе вопрос: "Вот это я делаю — для чего?"И отвечать себе на него до тех пор, пока дело не дойдёт до ответа: "Я хочу это делать, потому что….."После этого тот результат, который мы получим в результате своих действий, будет именно тот, который нужен лично нам. И благодарности за него от других людей ждать не надо. Только от себя. Это уже не жертва.
То есть если будет благодарность от других, то это, разумеется, приятно. Но не более того! Это не цель!
 
А теперь давайте посмотрим, что происходит в человеческих взаимоотношениях, когда один человек приносит жертву другому.
 
Сразу оговорюсь, что, возможно, он свои действия как жертву и не рассматривает.
А просто ведёт себя привычным и естественным для себя образом. Как иногда шутят, старательно причиняет добро другим людям и наносит им пользу.))
 
Ну,  вот предлагаю рассмотреть ситуацию для примера.
 
Несколько друзей собираются провести вместе отпуск.
 
И один из них (назовём его Пётр) явочным, так сказать, порядком, не дожидаясь распределения дел между всеми, начинает активно прорабатывать маршрут, искать подходящие отели, заниматься подбором рейсов и оформлением билетов и т.д.
А другие участники поездки воспринимают это как должное, считая, что Петру просто нравится заниматься этими организационными вопросами, и их такое положение дел вполне устраивает.
 
И когда наш активный друг устаёт от всей этой суеты и говорит, что арендой машины он заниматься не будет, потому что и так львиную долю всех забот взял на себя и что машину пускай заказывает кто-то ещё, а это никто делать не спешит, тогда возникает весьма неприятная ситуация.
 
Вся компания уже привыкла к тому, что вопросы отдыха решает кто-то другой и включаться в активные действия не готова. Да и вообще на машине кататься никто из них и не собирался.
 
В результате активный Пётр обижен на всех остальных. Ведь он потратил столько сил и времени! Хотя его, заметим, никто об этом не просил… А вот когда ему понадобилась помощь, никто не захотел её оказывать.
Получается что-то вроде: "Я для них столько всего уже сделал..! А они….! Даже в такой мелочи не захотели мне помочь!"
 
То есть, по сути, Пётр жертвовал своим временем и тратил силы на то, чтобы сделать добро для всей компании, и ожидал от остальных каких-то ответных действий и помощи. Ну, по крайней мере, благодарности.
А остальные считали действия Петра само собой разумеющимися и что он это всё делает потому, что ему просто хочется.
 
В результате Пётр обижен и зол на всех остальных.
И из позиции жертвы перешёл в позицию обвинителя.
Остальные не понимают, чем он недоволен.
С одной стороны, вроде как виноваты, что отказывают, а сдругой стороны… Они, может, и не хотели этих маршрутов — отелей — билетов, которые им придумал по доброте душевной Пётр… И тоже негодуют.
Все рассорились. Совместный отпуск развалился.
 
Что же получилось, если разобраться по сути?
 
Пётр "приносил себя в жертву". В глубине души рассчитывая на признание своих заслуг остальными и ожидая, что и они сделают то, что попросит он.
 
То есть у жертвы всегда есть оборотная сторона. Жертвующий рассчитывает (иногда подсознательно) на то, что "облагодетельствованные" будут рады и ему должны. И часто искренне не понимает, почему адресаты жертвы ему не благодарны за его усилия "на их же благо!".
 
То есть Пётр исходно ожидал, что если он для них делал то, что они, в общем-то, не просили, то, по умолчанию, если он захочет, чтоб была машина, кто-то из друзей займётся ею и сделает то, что считает нужным сделать Пётр  — подчинится ему.
Даже если она никому, кроме Петра, и не нужна.
 
То есть получается, что, фактически, жертвующий где-то в глубине души претендует на власть над теми, кому жертву приносит! Да, поначалу, вполне может быть, не осознаёт этого явно.
Слова-то, естественно, в которые облекается всё это действо, могут быть самыми разными, но суть от этого не меняется.
Это всё вместо того, чтобы сесть всем вместе и обсудить, как компания планирует провести отпуск, кто что делает и кто за что отвечать будет.То есть создать внятный план действий, с которым все согласны и где у каждого чёткая задача.Ну а если жертва приносится, например, в семейной системе, то ситуация ещё запутанней — жертвующий становится в позицию спасателя всех от всего (а потом обычно в позицию обвинителя), а все остальные в позиции вечных виноватых должников… А чувство вины — это очень мощный рычаг управления. Так как испытывать его настолько тяжко, что люди готовы сделать уже всё (порой и то, что не хотят, и даже себе в ущерб), чтоб только не испытывать это чувство вины перед благородным жертвоприносителем…Вот и получается, что хоть и таким "экзотическим" образом, но жертва получает явную или неявную, но власть. Да и ещё обычно получает одобрение ( а то и восхищение) в социуме…Ну а чтобы не играть невольно роль жертвы — а что греха таить, мы, наверно, все время от времени оказываемся в таком несимпатичном положении… — очень полезно почаще задавать себе вопросы "Для чего я это делаю?", "Зачем мне это нужно?", "Что для себя я рассчитываю получить в результате?". И не лениться отвечать себе на них))После чего принимать осознанное решение — делать или не делать!И если делать, то с удовольствием!
 


 
Удачи нам всем на этом увлекательном пути!!:)
 

Спасибо вам за ваше внимание! 
С удовольствием отвечу на ваши вопросы. 

Регистрируйтесь на сайте b17.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии
 
На консультацию можно записаться здесь
 http://www.b17.ru/balakhonskaya/#consultation  

Источник

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий