Малыш и гаджеты

Тема, обсуждаемая все чаще — нужно давать ребенку доступ к гаджетам или нет.

Что является поводом для беспокойства? Приведу пример. Рассказывает мама шестиклассника: " Нельзя сказать чтобы мой сын всегда был очень активным и общительным, но у него были друзья, дома общался со всеми, шел на контакт, был ласковым. Вот уже два года ситуация изменилась — мы не ходим в школу. Попытки пойти туда заканчиваются слезами, истериками, он начинает кусаться, биться в истерике,  у него происходит что-то типа припадка. Дома ведет себя холодно, даже иногда жестко, я не узнаю сына".

Картинка рисуется мрачная, но справедливая — в отдельных случаях. Поясню, что родители этого мальчика — благополучные, обеспеченные люди. Много работают, имеют возможность баловать сына, покупая различные новинки — планшет, телефон, компьютер, игровая приставка. У мальчика всегда был доступ к гаджетам, а в возрасте 9 лет (в связи с возросшей занятостью родителей на работе) доступ к ним практически не контролировался.

Так давайте разберемся — гаджеты для ребенка это хорошо или плохо?

Когда ребенок совсем маленький, очень важно чтобы он все делал сам — увлекательные, яркие, даже полезные гаджеты НЕ могут обеспечить полноценного развития.  Двухмерный, искусственный мир не даст представлений о пространстве, взаимодействии предметов, о тактильных впечатлениях, о взаимоотношениях, об эмоциях, невербалике и многом другом.

Развитие ребенка до семилетнего возраста — это база, основа, от которой будет отталкиваться дальнейшее развитие. То, каким малыш будет, зависит от того, чем он будет заниматься в это время. Формирование эмоциональной сферы напрямую зависит от полноценности и гармоничности эмоционального (!!!) взаимодействия ребенка с родителями!

Зачастую мамам и папам  лень заниматься воспитанием малыша (нехватка времени, работа, усталость), после тяжелого рабочего дня (недели) им проще усадить его за планшет или телефон.  Позже, возможно, они будут  удивляться откуда капризы, отчужденность, эмоциональная холодность, плаксивость, почему у ребенка нет друзей и тд.

Вредный совет: если хотите вырастить зависимого, дезадаптированного, социально неприспособленного человека —  подарите планшет (телефон, компьютер)  и не следите за тем, сколько времени малыш проводит за ними.

Полезный совет: проводите время с ребенком, общайтесь, разговаривайте, играйте в развивающие игры и игры на логику, купите ему книжки, раскраски, пластилин, конструктор, водите на секции, в музеи, ПОКАЗЫВАЙТЕ СВОИМ ПРИМЕРОМ сколько увлекательного и интересного есть в мире.

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ

— если вы сами проводите много времени с гаджтами,то и ребенок, подражая, будет делать то же самое;

— малышам вовсе не нужны гаджеты для развития, до 6-7 лет они их никак не развивают;

— стадия отказа у детей проходит гораздо труднее — очень сложно оторвать ребенка, погруженного в компьютерную игру или мультфильм (помните о случаях нападения детей на родителей, когда у последних отобрали компьютер?);

— кибераддикция (зависимость) формируется у детей в 10 раз быстрее, а вылечить ее в 10 раз сложнее;

— гаджетом нельзя подменить реальные отношения. Родители часто полагают, что дав ребенку гаджет, они показывают заботу и выстраивают так с ним отношения. Нет. Так ребенок выстроит свои отношения только с гаджетом.

ГАДЖЕТ — ИНСТРУМЕНТ, ПОТОМУ МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАК ИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ

О МИНУСАХ

Согласно исследованиям в этой области, чрезмерное стимулирование развивающегося мозга гаджетами (сотовые телефоны, планшеты, интернет, ТВ), усложняют его функционирование. В результате мы получаем: дефицит внимания, повышенную импульсивность и восприимчивость, проблемы с обучаемостью, проблемы с саморегуляцией, неспособность понимания эмоций, что проявляется, например, в виде истерики.

Чем опасно чрезмерное и/или бесконтрольное использование ребенком гаджетов:

— при неправильном использовании гаджетов эмоционально-волевая сфера искажается (ребенок подвержен стрессам, изменениям психики и др.);

— ребенок становится эмоционально неуравновешен, ему трудно справляться со своими эмоциями и чувствами (эти навыки могут попросту отсутствовать, атрофироваться). ;

— цифровая деменция — обилие медиа-контента развивает у детей дефицит внимания, у малыша снижается концентрация и ухудшается способность к запоминанию;

— ребенок не способен контролировать свои действия, поведение (не может выстраивать цепочку причинно-следственных связей относительно реальной жизни, не видит многовариативность поступков и того, что за ними следует);

— непонимание ребенком чувств и эмоций как своих, так и других людей — у него создается впечатление, что мир функционирует по простой логике — как в игре, например;

— проблемы с установлением социальных контактов — ребенок может иметь множество контактов в виртуальном мире (в онлайн игре, к примеру) и при этом быть совершенно неприспособленным к общению с людьми в реальности. Это может выражаться даже в страхах, панических атаках, истериках при необходимости общения;

— непонимание различий между реальностью и виртуальностью (помните случай как девочка птичку за окном "раздвигала"  пальчиками — как картинку?);

— формирование зависимости;

— вышеуказанное внешне может проявляться в частых простудах, плохом самочувствии, тревожности, плаксивости, агрессивности, эмоциональной холодности, стремлении к уединению, нежеланию идти на контакт и т.д.

О ПЛЮСАХ 

Разумеется в современном мире технологии являются частью быта, уже сложно представить себе квартиру без компьютера. Как говорил один известный сатирик "У нас тоже была логарифмическая линейка, но мы в ней не жили". Важно помнить, что гаджеты — это инструменты, помощники и они не должны собой подменять другие стороны жизни и  способы развития ребенка.

При умеренном использовании гаджеты:

— инструмент для развития логики, внимания и др. (некоторые детские игры действительно способствуют развитию логики и внимания, важно использовать их по назначению и в умеренных количествах, но не подменяя ими другие занятия). Если вам хочется побаловать своего ребенка новинками, купите ему детский планшет для этих целей;
— возможность получения информации (в случае школьников) для докладов и т.п.;
— удобный способ занять малыша в дороге или очереди на небольшое время. При разумном подходе, разумеется.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ РЕБЕНОК МОЖЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ГАДЖЕТАМИ?

В идеале:

1. Дети до 3х лет — 0 минут в день (категорическое НЕТ в отношении компьютеров, планшетов, если и позволять, то только ТВ и не более 20 мин);

2. Дети 3- 5 лет — максимум 20 мин ТВ в день;

3. Дети 5 — 7 лет — 30 мин ТВ и 10 мин гаджеты (но лучше избегать) в день;

4. Дети 7 — 9 лет — максимум 40 мин в день;

5. Дети 9 -14 лет — максимум 60 мин в день;
6. Подростки старше 14 лет — максимум 90 мин в день.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Чтобы избежать  негативных последствий и зависимости, пользуясь гаджетами,  необходима соблюдать простые правила и донести их до ребенка:

1. С самого рождения, как уже было сказано, ребенок наблюдает за родителями и во всем подражает им. Если вы часами сидите в телефоне, тои ребенок будет делать то же самое. НО! Даже если вы сами много времени проводите за компьютером или с телефоном (ребенок видит это, разумеется), но при этом у вас есть хобби и вы можете увлеченно говорить о нем, демонстрировать как это здорово и интересно — ребенок будет видеть через это многогранность жизни!

2. Гаджет — инструмент, а инструмент должен соответствовать возрасту и потребностям. Выбирая какой навинкой побаловать ребенка помните, что если планшет — то детский, если игры — то развивающие и т.д. Выбирайте с умом.

3. Использование ребенком гаджетов способствует серьезному возбуждению его нервной системы. Чтобы  процесс засыпания проходил естественно — допускайте ребенка к гаджетам максимум за три часа до сна, в противном случае могут возникать проблемы со сном (трудности с засыпанием, частые просыпания, кошмары, сопутствующие тревога и страхи).

4. Проводя время с ребенком, не берите в руки телефон или планшет! Лучше пол часа полноценного, погруженного общения со своим чадом, чем несколько часов якобыобщения, когда вы то и дело отрываетесь на "написать в ватсап", ответить на рабочий звонок и лайкнуть фото подруги.

5. Установите границы и строго их соблюдайте — четко определите когда и сколько ребенок может использовать гаджеты. Для каждого возраста и в каждой семье оно своё (примерная норма описана выше). И вы сами, и ваше чадо должны понимать, что 15 минут ТВ в день — это именно 15 минут ТВ в день.

6. Не используйте "время с гаджетами" как средство поощрения — гаджеты должны восприниматься как часть жизни, а не как самое ценное и сокровенное, что очень хочется и надо заслужить (запретный плод, как вы знаете…). 

7. Используйте любые возможности, любое свободное время чтобы сделать что-то вместе с детьми. Приобщайте их к совместной семейной  деятельности — например к готовке, уборке, даже к разговорам и обсуждениям. Ребенку необходимо все делать самому — взаимодействовать непосредственно с окружающим миром. Если ребенок будет взаимодействовать с миром гаджетов — он познает закономерности только мира гаджетов!  Чем больше впечатлений и эмоций получит малыш от взаимодействия с реальностью, тем более наполненной, интересной, привлекательной она для него будет!

Успехов!

Источник


Читайте также: Лента новостей в мире