Мне 40 лет, я учусь в 7-ом классе…

     Так начался наш разговор с женщиной (пусть будет Мариной), которая пришла на консультацию по совету подруги. Плечи опущены, в глазах – отчаяние, руки теребят носовой платок. Она учится и учит свою дочь вот уже 7 лет, делает практически всё: уроки, олимпиадные задания, рефераты, рисунки, поделки, складывает портфель, чтобы что-то важное не забыть, знает наизусть расписание, ФИО и контакты всех учителей, а также одноклассников и их родителей. Выбор дополнительных секций и кружков тоже был сделан и обоснован ею. И таких великовозрастных учениц в разных классах, не обязательно в 7-ом, полно. Многие из них понимают, что это неправильно, что ребёнок растёт несамостоятельным, беспомощным, но всё же тянут эту лямку.

Марина хочет, чтобы дочь училась сама, а она только помогала в трудных случаях.

Начали разбираться в причинах,  мама зашла издалека:

  • Задания, программы сейчас непосильные, не соответствуют возрасту, способностям большинства детей. Иногда и родители не знают, как к ним подступиться. Тут только интернет и репетитор в помощь. Страшно запустить материал, потом уже не выкарабкаться, одно за другое цепляется.
  • Конкурсы рисунков, поделок, ребусов и т.д. проводятся не для детей, а среди родителей, классный руководитель сразу спросила, какие таланты есть у мам и пап. Если не помогать, не видать призовых мест детям, классу, школе.
  • Многие учителя сваливают всю ответственность за обучение на родителей. Вызывают в школу, звонят, пишут по несколько раз на неделю. Смысл такой: возьмитесь за ум и начните уже учиться. Если нарушает дисциплину, приходите и сидите вместе, опаздывает – провожайте до дверей. Так накручивают родителей, что те, хуже Цербера, набрасываются на детей.

      Так,  вникаю дальше. А все ли родители принимают эту ответственность? Есть такие: на собрания не ходят, ничем не интересуются, деньги не сдают. На них вешается ярлык «непробиваемые», «неблагополучные», «незаинтересованные в своих детях».

       100% ответственность, тотальный контроль! Зачем?! Почему не разделить ответственность с педагогами и ребёнком?

       Чтобы прояснить скрытые мотивы и вторичную выгоду Марины от данной ситуации, использовала МАК К. Довлатова «Эмоции». Сначала предложила в открытую выбрать карточки, которые объяснили бы причины данной ситуации. Женщина выбрала две, назвала их так: первую «Всё лучшее детям», вторую «Я радуюсь и горжусь своей дочерью».

              №1            №2

        Она старалась приобретать для дочери всё самое лучшее: еду, одежду, школьные принадлежности, гаджеты, да и себя, своё свободное время в придачу тоже подарила ей.  Многого, что есть у дочери, у неё самой не было, и нет. Покупает и даёт ей, потому что себе позволить не может. В детстве родная бабушка говорила, что только эгоисты живут для себя, а Человек, который с большой буквы, должен творить добро для других. В частности, радовать бабушку хорошими отметками, поведением и подарками, а не у бабушки спрашивать 5 копеек на жевательную резинку.

       «Радоваться и гордиться за других» тоже оказалось не так весело, когда Марина осознала, что не помнит, когда в последний раз это делала по поводу своих личных успехов на работе, в личной жизни. Там было всё плохо: работа тяжёлая, малооплачиваемая; кредиты; с мужем давно нет общих интересов и разговоров, кроме дочери, конечно. А жизнь она живёт не свою, а дочери.

       Следующие две карточки Марина выбирала в тёмную, назвала она их «Памятник себе» и «Поддержка».

                №3         №4

      «Я столько для неё делаю, всё на моих плечах, что уже можно памятник поставить»,- говорит мама. А это уже похоже на выгоду: получить уважение, статус «ответственного родителя» или «матери-героини», сочувствие. И есть о чём поговорить с мужем, родственниками, такими же ответственными родителями. Значимость появляется, есть для чего жить.

       Описывая четвёртую карточку, Марина сказала, что родитель знает, что ребёнок сам не сделает это, не сможет пройти по мостику над пропастью. И сама она думает, что её дочь ни на что не способна без посторонней помощи. Сколько раз пыталась дать ей свободу, тогда она сразу скатывалась на тройки и двойки. Принять такие отметки и статус «мать троечницы» не может, потому что нужен хороший аттестат, и страх  осуждения берёт за горло.  Воспринимает её как беспомощную (сама не спросит, не подойдёт), недалёкого ума (не разберётся, не запомнит), невнимательную (отвлекается, ворон считает), но добрую девочку.

       И здесь всё соединилось для Марины: подкрепление своей значимости и нужности, жизнь за двоих, непринятие реальных возможностей своей дочери.

      Решения, которые в конце консультации приняла женщина:

    1. Вернуть часть ответственности за учёбу педагогам и дочери, самой включаться только тогда, когда попросят об этом.
    2. Узнать, каковы реальные возможности и способности, а также интересы дочери. Для этого выбрала следующие методы: разговор по душам, наблюдение, психолого-педагогическая диагностика.
    3. Начать поиски другой работы.
    4. Записаться на танцы, возможно вместе с дочерью. Раньше это казалось глупость в её возрасте и роскошью, да и некогда было.

Источник


Читайте также: Лента новостей в мире