На сколько страшен ваш страх? Арт-терапевтическая техника.

Индивидуальная консультация с учеником младшей школы, имеющим проблемы поведения.

Во время беседы выяснилось, что у него есть много разных страхов.

Я решила использовать методику психолога Натальи Львовой, с которой познакомилась на арт-фестивале в Бердянске. Начертила шкалу от 1 до 10  и попросила мальчика определить, на сколько страшны  его страхи. 

Получилась такая градация:

— темнота — 2 балла;

— пьяные люди, преступники — 3 балла;

— мистика, экстрасенсы — 8 баллов;

— интернат — 9 баллов;

— автокатастрофа — 10 баллов.

Страхи, набравшие более 5 баллов, нужно прорабатывать. 

Итак, решили поработать со страхом того, что родители погибнут в автокатастрофе. Раз за разом мальчик описывал, как ему снится момент аварии и ее страшные последствия.

Прежде всего мы начали рисовать "фоторобот страха". Максим выбирал цвета и описывал, как выглядит страх. Я старательно изображала его на бумаге. Так на листе А-4 возникла легковая машина, в которой едет семья. Темно-синее небо нависло над извилистой дорогой со столбом на крутом повороте. Вот-вот машина врежется в столб и все погибнут. Даже мне стало страшно…

Наконец, мальчик одобительно кивнул — страх и ужас из снов обрел видимые очертания, и с ним уже можно было работать. В буквальном смысле "взглянуть в лицо своему страху".

Потом Максим старался ответить на такие вопросы:

1.Что это за страх?

2. Откуда он взялся?

3. Чего он хочет?

4. Как он тебя пугает?

5. Зачем он тебя пугает?

6.Что ты делаешь, если твой страх возникает?

7. Как ты преодолеваешь свой страх?

В процессе беседы выяснилось, что страх возник после рассказа отца об аварии, в которой он чудом не пострадал. А так же после просмотра художественного фильма об автокатастрофе.  

Страх преследует его ночью, регулярно снится. Тогда мальчик приходит в спальню к родителям, ему разрешают остаться, жалеют.

Днем страх напоминает о себе во время занятий в школе, "забивает голову", не дает сосредоточиться, мешает хорошо учиться.

Прошу Максима что-то изменить в картине страха таким образом, чтобы все закончилось хорошо.

Немного подумав, мальчик дорисовывает между машиной и столбом большой мягкий матрас, который перед этим случайно выпал из грузовика.

Затем рисует сцену, как он и папа с мамой выходят из машины, и начинают смеяться от радости, что все хорошо закончилось.

Максим улыбается, дорисовывая все новые и новые детали картины хеппи-энда.

Договариваемся, что в следующий раз, когда появится страх, мальчик напомнит себе о том, что все закончилось хорошо, и улыбнется.

Максим соглашается и в хорошем настроении возвращается в класс.

 

P.S. На следующей консультации я осторожно поинтересовалась, остался ли страх. Мальчик заверил, что нет, наоборот, воспоминание об этой истории вызывает улыбку от того, что все хорошо. 

Работа продолжается, проблем предостаточно, но этот страх, надеюсь, удалось побороть. Естественно, если не проработать причины, по которым возникает необходимость  в страхе, его место в любой момент может занять следующий. 

Имена изменены, публикуется с согласия родителей. 

 

Источник


Читайте также: Лента новостей в мире