Останови меня, папа! (о фильме «Воспоминания дурака»)

Коллега Лика Ставцева на этом сайте рассказала нам о фильме «Воспоминания дурака» с Дэниелом Крейгом в главной роли и поделилась своим анализом фильма (https://www.b17.ru/article/zhizn-smert-sex/#com). Меня это заинтересовало, я с благодарностью и удовольствием посмотрела фильм и решила дополнить анализ Лики своим психоаналитическим взглядом.

Речь идет об актере, ведущему настолько безалаберную и сексуально распущенную жизнь, что даже его чернокожая домработница собирается покинуть его со словами «Вы – позор белых». Известие о смерти его близкого друга детства шокирует героя настолько, что он прямо в одежде шествует в океан – то ли жажда утонуть, то ли моля стихию отца-Нептуна об утешении. Воспоминания волнами накатывают на героя и зрителя, и это разные волны – сначала теплые и радостные, затем напряженные, сулящие скорый потоп, и, наконец, трагически громыхающие и смертоубийственные.

Мальчиком рос он в женском царстве – мало ему мамы, тети и сестры, так еще и соседская старушка навязчиво гостит в доме, что ни день. А тут еще молодая замужняя соседка зачастила. И зачем она зашла к мальчику в спальню, зачем расстегивает блузку, зачем трогает его? Ее интерес говорит мальчику, что он вырос, что его хотят, что он выбыл из детства и начинается совсем другая жизнь. Помимо веселой мальчишеской компании, в ней появляется страсть, и кино с лучшим другом отменяется ради общения с юной красоткой.

И кажется, все так хорошо и прекрасно, но – нет. Сексуальность делает жизнь в доме, полной дам, невыносимой. А все потому, что нету отца. Где он? Ау, папа! Нет того, кто встал бы между парнем и матерью. И парень ищет отца, который защитит его – пусть запретом, пусть пощечиной, чем угодно, лишь бы не быть в этом ужасе невыносимой близости соблазна. Знаете, если цыпленка или утенка вытащить из под наседки и оставить одного, он будет искать свою мамку в чем угодно – хоть в батарее, хоть в мягкой игрушке, хоть в грелке, заботливо подсунутой хозяином. Так устроен человек – чего не хватает, то и ищет в каждом столбе.

Муж молодой соседки, который мог бы, ох как мог бы помочь, свою отцовскую роль проигрывает безбожно. Он видит парня, выходящего из дома вместе с переполошенной женой, но делает вид, что ничего не понял. Он спокойно оставляет развратную жену дома одну с дочкой, он ничего не предпринимает, чтобы предотвратить катастрофу. К сожалению, такая модель поведения отцов часто встречается в жизни. Попустительский стиль воспитания, называют это психологи. Как правило, эти отцы не способны запрещать из-за проблем с интеграцией агрессии. В глубине души они чувствуют себя настолько разрушительными, что бояться проявлять свой гнев, дабы не выпустить из бутылки смертельного Джинна. Отец, не способный реализовать свою власть, не способен защитить сына от эдипальных страстей. Она твоя, — как бы говорит он, сдаваясь, и тем самым ввергает сына в ад инцестуозных фантазий. 

Остается надеяться на лучшего друга. Может, хотя бы он сыграет отцовскую роль получше? В каком-то смысле, это доверие. И друг справился – начистил приятелю морду, будь здоров. И девушку отбил. На поверхности кажется, это было ужасно, но в глубине, похоже, именно этого парень и искал – кого-то сильнее себя, кто не даст, кто отстоит свое, кто выведет из принципа удовольствия в принцип реальности.

Катастрофа все же происходит и в каком-то смысле освобождает парня. Пока он ублажает молодую мазохистичную соседку, ее маленькая дочь подрывается на мине. Думаю, эта девочка символизировала Аниму героя, его душу. На пике трагедии он получил достаточный импульс, чтобы совершить сепарацию, которая дотоле была невозможна. Парень собирает рюкзак и отчаливает в свою взрослую отдельную жизнь. Конечно, в этой взрослой жизни тоже много принципа удовольствия – наркотики алкоголь, разврат, — но кабы не взбучка от друга и не гибель девочки, могло не быть и этого. Судьба мальчиков, лишенных эдипального соперника в лице отца, чаще всего плачевна. Очень часто это пожизненный брак с мамой. Да вы, наверное, и сами знаете такие пары – пожилая мама, и уже почти пожилой сын, и этот союз так тесен, что третьему в нем просто нет места. А он вырвался, спасибо Нептуну, незримо присутствующему на протяжении всего фильма в виде морских пейзажей и шума волн.

Теперь, когда тот самый друг, набивший морду и женившийся на той самой отбитой девушке, умер, наш герой может вернуться в родной дом и встретиться со своим бабьим царством. У него есть оружие против женщин: «Пошла к черту» — отбивается он от нападок сестры. На кладбище встречается со вдовой – той самой девушкой, что впервые нанесла ему макияж, сыграла с ним музыкальную сценку и показала истерический путь, по которому он и пошел по жизни, и это был лучший путь из открытых для него. Проводить друга он не успел, а опоздания, как известно, случайными не бывают. В этом и нежелание признавать утрату того, кто сделал для него так много. И дань памяти другу, который когда-то сказал о нем: он всегда опаздывает, он и на собственные похороны опоздает. И опоздал. На похороны друга, как на свои.

Он пишет бывшей зазнобе, а ныне вдове, записку и уезжает восвояси. Получив записку от его сестры и прочтя строчку из песни, что они слушали когда-то вместе, она рыдает. Ее наконец-то прорывает водопадом слез, будто сам Нептун проник в нее. Плачь, девочка, плачь, за себя, за меня, за того парня. За всех, кто не может, за всех, кто не пускает в себя Нептупна, за всех, кому отцы не дали защиты, достаточной защиты, чтобы можно было омыть благотворящими слезами свою неумытую жизнь…                 

Источник


Читайте также: Лента новостей в мире