Ребенок не хочет принимать лекарство: пример помогающего диалога

 

— Мама, я не хочу пить антибиотики! Я не буду пить антибиотики! Я не буду пить антибиотики! Не буду, не буду, не буду!…

Не знаю, как долго 3-летняя дочка повторяла бы одно и то же, пока я готовила лекарство в соседней комнате, если бы я не ответила:

— Я слышу тебя. Ты не хочешь пить антибиотики.

Обычно в таких ситуациях очень раздражает неуместное поведение ребенка.
Неуместное потому, что лечиться надо,  и вопрос о приеме лекарства не стоит.
Думаешь про себя: "Ну вот…опять…я так и знала, что так будет". Испытываешь жгучее желание не слышать этого нытья и сказать: "Да хватит уже! Ну сколько можно!"

У меня в тот момент не было раздражения, но я очень чутко уловила желание дочки этим многократным повторением как бы докричаться до меня, чтобы я услышала ее, обратила внимание. Поэтому я и показала ей, что цель достигнута. В вышеприведённой фразе из нашего диалога заключалось мое послание: "Я тебя заметила и у тебя больше нет необходимости повторять мне одно и то же много раз".

А далее я вспомнила, каково мне самой, взрослому человеку, принимать невкусные горькие лекарства. Как я вся внутренне скукоживаюсь, жалею себя бедную-несчастную, вздыхаю, но запихиваю в себя порцию полезной химии.

С детскими лекарствами иногда везет. Есть формы, замаскированые под конфетку, и у родителей проблемы не возникают. Но антибиотики — гадость редкостная. Сколько бы подсластителя и ароматизора ни добавили в детскую суспензию, горькое послевкусие даёт о себе знать вплоть до рвотного рефлекса.

Факт есть факт. Я понимаю дочку всей всей душой. Но жалостью болезнь не вылечишь, лекарство надо пить. И я говорю ей:

— Я тоже не люблю пить антибиотики.

— Почему? (вопрос от дочки, в котором смешаны искренний интерес с изумлением).

— Потому что они горькие и противные. Но я их пью, потому что не хочу долго-долго болеть. Они помогают мне поправиться.

— И я не хочу долго болеть! Мама, дай мне антибиотики!

Теперь настала моя очередь изумляться. Я подумала: "Правда? Она на самом деле согласилась?" Задала пару уточняющих вопросов и оказалось, что действительно, дочка искренне готова выпить лекарство с некоторыми условиями: не на кухне, а в ее комнате. И "по капельке", т.е.разбить большую порцию на маленькие приемы с запиванием молоком. Что мы и сделали.

Мне не хочется сейчас выводить из этой истории какую-то "мораль" и учить на этом примере психологически правильно разговаривать с ребенком. Мне просто захотелось поделиться с мамами этим успешным опытом, который , возможно, кому-то окажется полезным.

Будьте здоровы и берегите себя.

С любовью к своему Делу и заботой о Вас
Анна Колесова
Психолог, онлайн консультант
(Спб, скайп, whatsapp)

 

 

 

Источник