Созависимость: Королева и её Король-алкоголик.


Есть какая-то не справедливость определения связи женщины с мужчиной-алкоголиком как со-зависимость. Как будто эта женщина имеет такую же алкогольную зависимость, как и её муж, но это далеко не так или редко так, однако зависимость здесь присутствует и эта зависимость именно от этой связи с данным конкретным мужчиной, от этих отношений с ним. Зададимся вопросом, кто эта женщина, что её держит в этих сложных и таких болезненных отношениях, есть ли определенная типология женщин, склонных к созданию «со-зависимой» связи?

Возьмём для примера героиню фильма «Мой король», женщину, названную именем французской королевы Марии Антуанетты, просто Тони. Тони, успешный адвокат, влюбляется в Джорджио, алкоголика и наркомана, который осыпает её искрящейся страстью, фееричными эмоциями, которых ей не хватает в жизни. Ей кажется, что они могут создать своё «королевство счастья», семейный очаг, однако очень скоро оказывается, что Джорджио живёт по своим правилам, в которых отсутствует ответственность за благополучие семьи, им управляют нарциссические мотивы получения удовольствия, избегание напрягающих разборок, подвергающих сомнению его способность к зрелому отцовству, заботливому партнёрству в отношениях с женщиной, его поступки насквозь инфантильно-эгоистичны, обещания лживы, убеждения фальшивы. А что же Тони? Тони покорно подчиняется, прибывая в иллюзиях сохранения семьи, страдает, но молча, терпит обиды, не осознавая своей жертвенности, глубины своей депрессии, в которую она медленно погружается, бессознательно подводя себя к идее саморазрушения. Перелом ноги – это проявление её психологической травмы, так тело пытается остановить её от дальнейшего психического разрушения, перелом – это символ душевного перелома, в котором нуждается её личность. Ей надо остановиться, наконец, чтобы понять, что происходит, куда её несёт, что будет с ней и с ребёнком, если всё оставить как есть. Пребывание в клинике даёт ей возможность реабилитации не только телесной, но и психологической, она наконец-то возвращается к себе самой, чувствует собственную ценность и независимость. Тони возвращается в свою жизнь, сможет ли она жить дальше без иллюзий и идеализаций своего партнёра? Кино не даёт нам этого ответа, однако опыт общения с женщинами, оказавшимися в подобных отношениях, показывает, что они склонны вновь возвращаться к партнёру с алкогольной зависимостью. И снова возникает вопрос, почему? Что это, мазохизм, не уверенность в себе, самообесценивание…?

Попробую вернуться к описанию собирательного образа женщины-Королевы. Как правило, это женщина, жизнь которой очень чётко организована и социально благополучна. У неё есть работа, вполне успешная карьера, дети, она привлекательна, умна, интеллигентна, воспитана, из полной семьи, в которой отец играл доминирующую роль, часто достаточно жёстко, на грани жестокости, относился к увлечениям и проявлениям самостоятельности дочери. Эта женщина имеет опыт повторного брака, первый брак которой начинался достаточно благополучно, однако первый муж, по непонятным причинам начинал пить… Последующий брак был полной противоположностью первого, в отличие от которого, во втором браке не она управляла мужем, а он диктовал ей условия, демонстрируя свою «независимость» изменами, «уходами» в запои, в «загулы», с периодическими пассивными протестами с её стороны в виде выставления вещей за дверь с последующими унижениями с её стороны и просьбами вернуться обратно, слёзы, сопли, «и с ним жизни нет и жить без него не могу»… Вот такая знакомая, наверное, многим картина.

Итак, в чём основная проблема Королевы? Понять это можно описав образ её избранника. Он привлекателен, сексуален, но эмоционально неуравновешен, безразличен к чужим страданиям, склонен к агрессии, но рядом с ним весело и легко до поры до времени, «лёгкость» пропадает вместе с деньгами, с появлением бытовых проблем, связанных с необходимостью решать жизненные задачи, делать выбор и принимать решения, здесь он совершенно беспомощен, такой Рыцарь-без-головы. И вот появляется Она, готовая его спасти, поднять упавшего, защитить, согреть своей любовью и бесконечной заботой. Она чувствует себя нужной, значимой, а главное – лучшей, лучшей не для него, а для себя, она чувствует себя лучше него, победительницей, вероятно, унижая таким символическим образом своего отца. Мужчина-алкоголик – это её собственная проекция, своей униженной, отвергнутой части, её альтер-Эго, то, кем она могла бы быть, но как-бы не стала, потому что в глубине она маленькая девочка, потерявшая веру в себя. Мужчина-алкоголик – символ её королевской власти над мужчиной, именно он даёт ей право носить «корону», он её короновал своей ничтожностью, своей не успешностью, беспомощностью, зависимостью и только с ним она может наслаждаться этой «королевской властью» над ним, а значит чувствовать себя «на высоте».

Можно ли помочь Королеве? Конечно можно, вот только готова ли она поменять корону на что-то другое, шляпу, платок, венок… Она должна решить сама, что ей важно сейчас, чего она хочет на самом деле для себя, какую жизнь, какого мужчину, какую любовь?

Так что такое со-зависимость, особенность личности, психологическая травма детства и её компенсация в отношениях, королевство без короля…?

Источник


Читайте также: Лента новостей в мире