Ты все поймешь, ты все увидишь сам. Арт-терапевтическая техника.

Предлагаю вашему вниманию арт-терапевтическую технику, которую можно использовать как тест, а можно как терапевтическое упражнение. Данная техника помогает определить ваше бессознательное отношение к самому себе и своему окружению.

Вам понадобятся: бумажный лист и художественные средства – разные, любые, чтобы был выбор: карандаши, фломастеры, краски, мелки и т.д.

Задание звучит так:

  • Нарисуйте в виде ассоциаций себя и тех людей, с которыми вас связывают эмоциональные отношения. Это могут быть члены вашей семьи, друзья, коллеги и другие люди.
  • На свободном месте проранжируйте те цвета, которые вы использовали в рисунке, то есть сверху сделайте штрих наиболее приятного цвета, под ним – цвет, чуть менее приятный и т.д.
  • Вот рисунок 13 летней девочки для примера.

     

    А сейчас переходим к анализу полученного материала. Обратите внимание на градацию цветов, расположение фигур в пространстве, их размер, совпадение цветов и форм в разных фигурах, отсутствие кого – то из «важных» фигур, или наоборот, включение того, кого уже нет в вашей жизни.

  • Градация цветов.
  •  Градация цветов важна, так как позволяет сравнить привлекательность цвета и применение его в рисовании различных фигур. Если вы рисуете кого – то или что – то «приятным» цветом, значит, хорошо к этому человеку  относитесь, и наоборот. Иногда «сознательное» и «бессознательное» отношение сильно различаются. Например, в фигуре любимого человека вы можете увидеть неприятный, расположенный в конце таблицы ранжирования, цвет. Тогда полезно выяснить, с каким качеством, особенностью личности ассоциируется данный цвет. Посредством цветовой ассоциации вы можете понять, что именно вас не устраивает в любимом человеке. Если искать значение цветов в справочниках, книгах разных авторов, вы удивитесь, как сильно отличаются эти представления. Поэтому, лучше спросить символику цвета у автора рисунка. Это будет более достоверная информация.

    А это рисунок 15 летнего юноши.

  • Расположение фигур в пространстве.
  • Фигуры над вами означают ограничение, которое данные люди вносят в вашу жизнь. Если это дети – возможно, что вы ставите их интересы выше своих.

    Фигуры, расположенные под вами, наоборот, дают поддержку.

    По расположению фигур можно определить механизмы нарушения контакта, например, слияние (когда между фигурами нет границ), стремление к изоляции (когда одна фигура четко отделена от других фигур), нарушение иерархии и т.д.

  • Размер фигур.
  • Чем больше фигура, тем более значение того человека, которого она символизирует в вашей жизни, и наоборот. Мелкими обычно рисуются те персонажи, которые мало значат, а большие фигуры говорят о значимости данного человека.

    Пример рисунка 25 летней девушки.

  • Совпадение цветов и форм в разных фигурах.
  • Обратите внимание на совпадение цветов и форм в разных фигурах. Это означает сходство между этими людьми. В чем оно проявляется? Можно спросить себя: «Что общего для меня в этих людях?»

  • Забыли кого – то нарисовать.
  • Если вы кого – то не вспомнили и не нарисовали, вероятно, этого человека «не очень — то и хочется видеть». Скорее всего, с ним связаны какие – то негативные переживания. Было бы полезно разобраться, какие именно.

  • Нарисовали того, кого уже нет в вашей жизни.
  •  Если нарисовали того, кого уже нет в вашей жизни (умер, расстались), можно предположить, что он до сих пор имеет для вас большое значение. Хорошо бы выяснить, какое. Что вам давал данный человек и как вы можете получить то, что он давал, от других людей?

  • Нарисовали животное.
  •  Когда на рисунках вместе с людьми, а иногда и вместо людей присутствует любимое животное, это может означать недостаток тепла в имеющихся отношениях, неумение строить эти отношения.

    Дополнительно к уже полученной информации, можно задать следующие вопросы:

  • Что вы чувствуете по отношению к каждой фигуре, изображенной на рисунке?
  • Как происходит обмен между фигурами? Что каждая фигура дает и получает от других фигур?
  • Что каждая фигура при этом хочет от других фигур?
  • Что произойдет, если исчезнет… (можно проверить результат от исчезновения каждой из фигур, составляющих рисунок, по очереди)?
  • Что произойдет, если кто – то или что – то еще появится на рисунке?
  • Кто бы это мог быть?
  • Как изменится ваше состояние, если какая – либо из фигур изменит цвет? Например, станет красной, желтой и т.д.
  • Что случится, если …?
  • Это примерный перечень вопросов. Техника очень многовариантная.

    Если у вас появится желание перерисовать какие – либо фигуры, что – то убрать или добавить, вы можете это сделать.

    Рисунок можно использовать как контекстное поле для расстановки. Нарисованные фигуры можно передвигать, сближать, отдалять (в воображении или перерисовывая), вести "расстановочные диалоги", добавлять в рисунок образ проблемы.

    На основании представленных фигур можно сочинить сказку.

    Если вы работаете с клиентом, и он говорит: «Я не умею рисовать» или «Я плохо рисую», можно объяснить, что вам не важна художественная ценность рисунка. Если же он наотрез отказывается от рисования, можно предположить, что у человека огромное опасение перед раскрытием себя: своих проблем, мыслей, желаний. И вам остается только с уважением принять его отказ рисовать и идти другим путем…

    Другие статьи о работе с рисунком:

    Когда молчит рот, говорит тело.

    Нарисуй отношения с мужем.

    Размер имеет значение.

    Идеальный муж – какой он?

    Я – маленькая лошадка. Работа с рисунком.

    Болезнь как проявление эмоциональной зависимости. Работа с рисунком.

    Работа с бесплодием с помощью рисунка.

    То, на что мы смотрим, увеличивается.

    Арт-терапевтическая техника «слепой художник».

    Статьи о работе с пластилином:

    Я леплю из пластилина…

    Что на сердце варится, в лице не утаится.

    :Автопортрет из пластилина.

    «Неведома зверюшка».

    Лепим сами свою жизнь.

    Источник


    Читайте также: Лента новостей в мире