Юмор в психотерапии

Многие психотерапевты и консультанты сегодня проявляют все больший интерес к потенциальной роли юмора в лечении. Среди терапевтов, которые обсуждают  эту тему, есть те, кто с энтузиазмом пропагандирует юмор как очень полезный компонент психотерапии, те, кто придерживается более осторожного и сбалансированного подхода, и те, кто считает, что риски от юмора в психотерапии перевешивают любую потенциальную пользу.

Существование таких совершенно противоположных мнений свидетельствует о том, что истина, вероятно, находится где-то посередине. Юмор — это форма межличностной коммуникации, которая применяется в психотерапии, а также в других социальных отношениях для различных целей, как просоциальных, так и агрессивных.

Юмор в психотерапии проявляется с такой же частотой, как и во всех видах межличностных взаимодействий. Как и любой тип коммуникации, он может использоваться в психотерапии эффективно или безрезультатно. С одной стороны, юмор, используемый эмпатически, с заботой и искренностью, помогает установлению терапевтических отношений и поощряет исследование себя клиентом, его самопонимание и изменение. С другой стороны, юмор также возможно использовать неуместно или чрезмерно, для очернения клиента, для удовлетворения собственных потребностей психотерапевта за счет клиента, или для отвлечения от терапевтического процесса.

Способность терапевтически использовать юмор — это навык, который психотерапевты должны развивать и оттачивать в процессе обучения, так же как они должны усваивать множество других профессиональных навыков.

В. Саламех  разработал оценочную шкалу с пятью пунктами для оценки уместности использования психотерапевтом юмора на психотерапевтических сессиях. Уровень 1 относится к деструктивному использованию юмора, например к саркастическому и карательному юмору, вызывающему чувства боли и недоверия у клиентов. Уровень 2 — вредный юмор, включающий неуместный или не соответствующий потребностям клиентов юмор. Этот уровень предполагает такое использование юмора, когда психотерапевт впоследствии должен брать назад свои слова или вносить уточнения, убеждая клиента в том, что это сказано не всерьез. Уровень 3 относится к минимально полезному юмору, который способствует позитивному взаимодействию между психотерапевтом и клиентом, но остается главным образом реакцией на собственный юмор клиента, а не на юмор психотерапевта. Уровень 4 описан как очень полезный юмор, который инициирован психотерапевтом и настроен на потребности клиента, облегчая исследование и понимание себя. Наконец, уровень 5 относится к исключительно полезному юмору, который отражает глубокое понимание клиента, спонтанный и своевременный и ускоряет процесс личностного роста и изменения клиента.

Источник


Читайте также: Лента новостей в мире