Вопросы развития человечества в философских системах

О смысле жизни человека задумывались многие философы. На мой взгляд самым вдохновляющим вариантом является смысл жизни — вернуться в духовный мир, стать духовным, просветленным. Но легче понять, что надо зарабатывать, и очень хорошо стараться, чтобы вписаться в матрицу, в несовершенную экономическую систему материального мира. А. Шопенгауэр писал, что человечество живет в иллюзии и придумывает занятия как средство спасения от отсутствия смысла.

Философия Г.В.Ф. Гегеля также стремится постичь смысл человеческой жизни.

Разбирая вопрос о смысле жизни и знакомясь с философией Г.В.Ф. Гегеля, она показалась мне наиболее близкой к концепции развития человечества, представленной выше.

В его философии смысл человеческого бытия в свободе. Жизненный путь человека есть путь самоосвобождения духа. С помощью человеческого мышления, через познание, идея постигает свою собственную духовную сущность и возвращается к самой себе, обогатившись самопознанием. В характере реальности, которая в своей основе должна быть духовной, внутренне содержится и ее родство с нашим познанием. Задачу философии он видел в раскрытии природы тождества объективных и субъективных начал разума.

Главным понятием в системе философии Г.В.Ф. Гегеля выступает Абсолютная идея, определяемая как чистое мышление, объективно существующее в мире, как субъект и объект одновременно, как обусловленная и конкретная всеобщность, как мировой разум. Кроме Абсолютной идеи и ее форм другой реальности и бытия не существует. По мнению Г.В.Ф. Гегеля, «Хитрость мирового разума», который направляет вектор движения в нужную сторону состоит в том, что история развивается независимо от воли людей, которые действуют по собственным интересам, но на самом деле за ними стоит Абсолютная идея, осуществляющая свой акт саморазвития и самопознания. Движение и изменение постоянно. По мнению Г.В.Ф. Гегеля, в каждый период истории Мировой дух выбирает для реализации своих целей какой-то определенный народ.

Г.В.Ф. Гегель формулирует три важнейших диалектических закона, объясняющих механизм развития.

Первый закон отражает способ движения — взаимного перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Качество есть совокупность наиболее существенных свойств объекта. Изменение качества происходит в результате роста или убыли количества. Простого изменения количества для такого перехода еще не достаточно, необходимо, чтобы была пройдена определенная граница, мера объекта. Мера — это диапазон количественных изменений, в пределах которого качество не изменялось. После того как мера пройдена, наступает резкий скачкообразный переход на новый уровень развития. Затем начинается новый количественный рост, который способствует появлению нового качества и количества.

Второй закон выражает преемственность, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низших стадий, показывает направление развития и отражает его спиралевидный характер: Тезис — Антитезис — Синтез. Закон двойного отрицания еще не означает развитие, его результатом может быть хождение по кругу, поскольку новое будет отвергать старое до бесконечности. Для того чтобы осуществилось развитие, необходимо сохранение всего ценного в содержании Тезиса, учет критики в Антитезисе, в результате происходит Синтез, процесс соединения наиболее важного в содержании предшествующих ступеней.

Третий закон единства и борьбы противоположностей как причина развития. В философии Г.В.Ф. Гегеля, причиной развития являются противоречия, как единство взаимоисключающих, взаимопредполагающих противоположностей. Противоположности — это крайняя степень различия, полярные свойства объектов. Противоположности, как утверждает Г.В.Ф. Гегель, не существуют друг без друга, постоянно взаимодействуют, взаимопревращаются, но им присуще и стремление к вытеснению своей «иной» половины.

Рассматривая философию Г.В.Ф. Гегеля с точки зрения концепции развития по чакральной системе координат, абсолютную идею человечество сможет постичь перейдя на высшие тонкие, духовные уровни развития. Переход с одного уровня на высший уровень возможен в процессе развития, имея направленность на духовное совершенствование, изменяясь качественно, проходя определенную меру. На данном этапе мы ходим по кругу безрезультатно, принимая новое и отвергая старое, возвращаясь к старому, отвергаем новое. И противоречие состоит в том, что стремясь к превосходству что составляет единство с ущербность, как две стороны одной медали, отвергая одну из сторон — ущербность, мы все больше в ней увязаем. Не понимая, что в подчиненное положение хочется поставить весь внешний мир и в итоге проигрывая, т. к. каждый является частью внешнего мира. Стремление выйти в лидеры основано на ощущении себя проигравшими, но не признавая своего проигрыша, который рушит все изнутри, раздуваем как мыльный пузырь свое превосходство, которое рассеется, лопнет или разрушится как все ненастоящее, иллюзорное.

Пока мы стремимся выиграть, то будут и проигравшие и пока есть проигравшие нам не перейти на следующий уровень.

Раскрывая природу тождества объективных и субъективных начал разума, т. е. постигая равенство внешнего и внутреннего аспектов мы сможем решить задачу перехода на духовный уровень, чтобы познать Абсолютную идею, выражающую полноту всего сущего, тождество бытия и мышления.

 

Источник


Читайте также: Лента новостей в мире