Кыргызстан и Таможенный союз: и нести тяжело, и бросить жалко


Опубликовано  просмотров   /  18   /  15.08.2014  /   Нет коментариев

(No Ratings Yet)
 Loading ...

В последнее время Кыргызстан активизировал свои действия по вопросу вступления в Таможенный союз Беларуси, России, Казахстана (ТС). При этом, руководство республики действует напористо и умудряется выдвигать ряд требований.

В частности, Бишкек просит ввести льготный режим пребывания киргизских трудовых мигрантов в странах ТС, сформировать фонд поддержки слаборазвитых государств, а также создать в Кыргызстане промышленные предприятия и зоны свободной торговли с беспошлинными торговыми рынками.

Видя, что новый экономический союз успешно работает, вполне понятным становится и желание Бишкека присоединиться к этой организации. Но если Беларусь, Россия и Казахстан шли к вступлению в ТС долгие годы, совершенствуя национальные экономики и создавая нормативно-правовую базу, пройдя, как говорится, тернистый путь, то Кыргызстан планирует «ворваться» в этот союз быстро, и, по возможности, без особых потуг и капиталовложений.

Понятно, когда государство, желающее вступить в какой-либо экономический союз, обладает развитой промышленостью и экономикой или имеет большое политическое влияние в регионе,  остальные страны-участницы такого союза только выиграют. Но ведь этого не скажешь о Кыргызстане.

За примерами далеко ходить не надо, обратимся к цифрам.

Среди стран бывших советских республик Кыргызстан имеет один из самых низких показателей ВВП на душу населения – 990 долларов в год (более печально ситуация обстоит, разве что, в Таджикистане – 860 долларов), и занимает 161 место из 193 возможных. По данным Национального статистического комитета, 38 процентов населения (свыше 2 млн. жителей) Кыргызстана проживают за чертой бедности. Впрочем, бедность в стране связана не только с состоянием экономики. Республика, как утверждают в министерстве сельского хозяйства, входит в группу стран, не способных обеспечить себя продовольствием. По расчетам специалистов ООН, для покрытия собственных продовольственных нужд страна должна иметь поливные площади не менее 0,3 гектара на душу населения. В Кыргызстане этот показатель составляет 0,2 гектара.

Бедность, вместе с тем, служит источником других внутриполитических проблем: коррумпированности системы власти, а также усиливающейся тенденции к исламизации и демодернизации страны.


Более того, не так давно Россия уже простила Кыргызстану долг на более чем 500 млн. долларов. Кстати, бытует мнение, что «Газпром» чуть ли не содержит «Кыргызгаз», и что Москва очень серьезно помогает Бишкеку с поставками нефти, да к тому же еще и обеспечивает их безопасность, поставляя вооружение и технику.

На этом фоне возникает ряд вопросов: а нужен ли Кыргызстан в ТС с его «дышащей на ладан» экономикой, и если нужен, то кому и кто за это заплатит?

Между тем, 11 августа 2014 года в ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным глава Кыргызстана Алмазбек Атамбаев акцентировал внимание на том, что страна до конца текущего года намерена завершить процесс присоединения к Таможенному союзу и Евразийскому экономическому союзу Беларуси России и Казахстана.

В свою очередь, российский лидер пообещал, что при вступлении Кыргызстана в ЕЭС Москва выделит Бишкеку на поддержку национальной экономики 500 млн. долларов.

Справедливости ради, стоит отметить, что в 2009 году Россия уже выделила Бишкеку кредиты на сумму около двух млрд. долларов и безвозмездный грант на 150 млн. долларов. Правда, после этого республика одобрила пребывание на своей территории российской военной базы, закрыв американскую базу «Манас».

Словом, сроки вступления Кыргызстана в ТС зависят от того, насколько серьезно Бишкеку удастся «подоить» Россию. Хотя Запад тоже может сделать киргизам выгодное предложение, но тогда им придется конкурировать не только с Москвой и Астаной, но и с Пекином, также имеющим претензии на влияние в Центральной Азии.

Так что дивиденды от вступления Кыргызстана в ТС, да и то, только в политическом плане, могут получить Россия и Казахстан, стремящиеся укрепить свое влияние в Центрально-азиатском регионе.

Но вряд ли кому-то понравится идея за свой счет поднимать экономику чужой страны, пусть и соседа, и кормить ее население. Свой народ может не понять.

Сейчас же ситуация с Кыргызстаном до боли напоминает поговорку про чемодан без ручки, когда и нести тяжело, и бросить жалко.

Григорий Юрченко
Добавлено журналистом:Дмитрий Ткаченко

В статье использовались материалы сайта: Newsland.com

You might also like...

На выборах президента Абхазии побеждает Рауль Хаджимба — екзит-пулз

Read More →